Диорама

Диорама «Битва за Киев. Лютежский плацдарм. 1943 год», талантливое произведение современной батальной живописи, является художественной и идейной доминантой, композиционным центром экспозиции музея. Подвиги героев освобождения столицы увековечены в многочисленных памятниках и художественных произведениях. Диорама «Битва за Киев. Лютежский плацдарм. 1943 год» – монументальный памятник героизма советских воинов, которые форсировали Днепр и освобождали столицу Украины. Она создавалась к празднованию 35-летия Победы советского народа во Второй мировой войне. Автор диорамы — Народный художник России, Заслуженный деятель искусств Украины М.С.Присекин. Николай Сергеевич — лауреат Государственной премии им. И. Репина, представитель Московской студии военных художников имени М.Б. Грекова, который в составе творческого коллектива работал в свое время над созданием диорамы «Штурм Сапун горы 7 мая 1944 года» (Музей героической обороны и освобождения Севастополя) является автором диорамы «Курская битва» (Центральный музей Второй мировой войны на Поклонной горе в Москве). Работа над созданием диорамы «Битва за Киев. Лютежский плацдарм. 1943 год» велась в течение 1975-1978 гг. в Москве. Диорама была открыта в 1980 году в Праздник-Покровский церкви с. Новые Петровцы, где экспонировалась до 1993 г. Художественно- документальное полотно диорамы размером 29х7 м воспроизводит боевые действия конца сентября – начала октября в 1943 г., прорыв немецко-фашистских укреплений, возведенных на правом берегу Днепра севернее Киева.

Диорама музей освобождения Киева 1943

Размеры диорамы позволили художнику отобразить общую картину битвы, показать ее размах, напряжение, военное мастерство, мужество и массовый героизм танкистов, пехотинцев, артиллеристов, летчиков, связистов, медиков и воинов других родов войск. По замыслу художника зритель будто находится на правом берегу Днепра в с. Лютеж в момент, когда бой достиг наивысшего напряжения. Фигуры бойцов и командиров Советской Армии изображены так, что зрители воспринимают их словно в естественных размерах. На предметном плане воспроизведен настоящий рельеф местности с трофейным оружием, снаряжением, собранными на месте боя. Сочетанием живописи и объемного проектирования достигается пространственная глубина и создается «эффект присутствия», что позволяет зрителю чувствовать себя участником боевой операции. Сюжет диорамы впитал у себя разные сцены и эпизоды. Характерная черта этой диорамы — стремление к максимальной достоверности. Точно воспроизведена местность, расположение оборонных рубежей и огневых точек, военная техника. В этому художнику оказали большую помощь непосредственные участники битвы на плацдарме. Герои, изображенные на переднем плане, – реальные люди, некоторые из них имеют портретную схожесть. И это добавляет диораме еще большей исторической убедительности. Форсирование Днепра началось в сентябре в 1943 г. на огромном пространстве длиной свыше 750 км, и именно Лютежский плацдарм стал начальным рубежом для освобождения столицы Советской Украины. Отбив у гитлеровцев небольшой лоскуток земли на правом берегу Днепра, части 240-и дивизии полковника Т.Х.Уманского создали условия для переправы основных сил 38-и армии под командованием генерал-полковника К.С. Москаленко. В создании и расширении плацдарма большую роль сыграли танкисты прославленного 5-го гвардейского танкового корпуса генерал-лейтенанта А.Г.Кравченко.

Все эти события и отображенные на диораме. Слева на полотне — танк Дмитрия Чумаченко, который впритык расстреливает вражескую технику и пехоту. Он одним из первых войдет потом в столицу и  после войны танк будет установлен около памятника-музея освободителям Киева в Новых Петровцах. Почти в центре диорамы, на втором плане, разбитой дорогой мчит танк с группой десантников, возглавляемой старшиной разведроты Ничипором Шолуденком. Мужественно дрался отважный старшина, одним из первых прорвался к центру Киева и там погиб. Герой Советского Союзу Н.М.Шолуденко похоронен в парке Вечной Славы, его имя носят улицы, школы. На переднем плане диорамы с большим мастерством изображена группа советских солдат и офицеров. Впереди с автоматом — командир батальона майор И.И.Стратийчук. Справа от майора спешит с катушкой провода за спиной связист И.В.Давидов. Рядом с командиром батальона, опершись на руку, преодолевает препятствие сержант М.М.Павлов. В числе первых переправился он со своим отделением на враждебный берег и свыше суток удерживал небольшой лоскуток земли. За этот подвиг ему присвоено звание Героя Советского Союза. Воины во главе с И.И.Стратийчуком — композиционный и идейный центр всей диорамы, ее связующее звено. В их групповом портрете, выполненном широким планом, с особенной силой воплощены величие духа советских людей, мужество и самопожертвование во имя победы, вера в правоту своего дела и страстная ненависть к врагу. Большую цену платили бойцы за каждый метр завоеванного плацдарма.

Диорама, музей освобождения Киева 1943

На диораме с суровой правдивостью показаны тяжелые потери, которых испытывали советские войска, которые наступали. Подкошенный вражеской пулей боец в центре группы майора И.И.Стратийчука, падает на землю автоматчик около подбитой самоходки. На переднем плане справа боец подхватывает на руки тяжело раненного лейтенанта Героя Советского Союзу Б.О.Сордия. Но живые идут вперед, и ничто не остановит советских бойцов, которые наступают, — впереди Киев! В центральной части диорамы, справа, — артиллеристы под командованием лейтенанта О.М.Птухина. Закрепившись на захваченном рубеже, они отбили 15 контратак противника, из них 8 танковых. Сам лейтенант, заменив убитого наводчика, уничтожил 6 танков, свыше 150 гитлеровцев. Был удостоен звания Героя Советского Союза. По всей линии фашистской обороны загорались жестокие рукопашные столкновения. Один из таких эпизодов показан в правой части диорамы. Бойцы взвода разведки 842-го стрелкового полка под командованием младшего лейтенанта М.Д.Валяева врываются на артиллерийские позиции врага, с организованной очень сильной обороной. Но воины ручными гранатами, а затем штыками и прикладами выбили противника, захватив пушки, которые обстреливали переправу. Бесстрашный командир уничтожил в этом бое 30 гитлеровцев, захватил два ручных пулемета, а за время боев на западном берегу Днепра Герой Советского Союзу М.Д.Валяев лично уничтожил 130 вражеских солдат и офицеров. Боевые действия 38-и армии на плацдарме поддерживали самолеты 2-и воздушной армии генерал-полковника С.Я.Красовского.

На полотне диорамы показаны ожесточенные воздушные столкновения. Батальные сцены диорамы развернуты на фоне искусно выписанного пейзажа. Погожий осенний день. Днепр, который синеет вдали, панорама левого берега и голубое небо создают эффект глубины и пространства. Создавая яркий фон для событий, которые разворачиваются, этот пейзаж символизирует борьбу света и тьмы, неминуемую победу добра и справедливости. Диорама «Битва за Киев. Лютежский плацдарм. 1943 год» по праву вошла в число лучших произведений советского искусства о беспримерном подвиге нашего народа во Второй мировой войне